МБДОУ детский сад «Березка» с. Лопушь

основная образовательная программа

f4284bd4a45c9ce16f8c800aaa2008ff.jpg

Согласовано:

Педагогическим советом

Протокол № ______

«_____»___________20___г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Березка» с. Лопушь

Приказ № ___________

«____»_______________20___

 

 

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

ДЕТСКИЙ САД «Березка» с.Лопушь

на 2020- 2025 год.


СОДЕРЖАНИЕ

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

2.4. Особенности работы в основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках.

2.5 Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

III Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 3.3.Распорядок и /или режим дня

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды

IV Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы


1.1. Пояснительная записка


I. Целевой раздел


 

 

Программа разработана рабочей группой педагогов МБДОУ детский сад «Березка» с. Лопушь в составе: заведующей Рыбаковой Е.Г.; воспитателя Шаховской Е.В.; воспитателя Стариковой А.В.; воспитателя Красностановой Е.Г., представителя родительской общественности Смолевой М.В.

Данная программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее

- ФГОС ДО, Стандарт –приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) и с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

В соответствии со Стандартом (пункт 2.9.), программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Настоящая образовательная программа скорректирована с учётом следующих программ:

обязательная часть

формируемая часть

1. Инновационная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г .;

2. Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

«Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., - 2-е изд, доп. и перераб-Спб.: Невская нота», 2015 г. *

1.Инновационная программа «Истоки», авторы Старикова А.В., Борисова Т. А., Шаховская Е.В.

3.Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» Николаева С.Н., 2016 г. **

 


 

*- программа замещает музыкальную деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

**- программа дополняет раздел «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром (ознакомление с миром природы) в подготовительной к школе группе;

***- программа используется для организации экологического воспитания, двигательной деятельности детей и совместной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах.

**** - программа дополняет раздел «Познавательное развитие» во всех группах, используется для организации патриотического воспитания в режимных моментах.

ООП определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений(обязательная часть не менее – 60 % и часть формируемая участниками образовательных отношений не более

– 40%).Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена курсивом.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  нормативно-правовой базы дошкольного образования,

  образовательного запроса родителей,

  видовой структуры групп и др.

Цель обязательной части Программы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. 

Цели вариативной части Программы:

Формирование у дошкольников целостной картины мира на основе представлений о социальной действительности родного города/станицы, края.

- воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, Родине, гордости за ее  достижения, уверенности в том, что Брянская область  с героическим прошлым, успешным настоящим и счастливым будущим.

 

 

Задачи обязательной части Программы:

1)  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3)  обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4)  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6)  формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7)  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8)  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи реализации ООП в части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

- создание благоприятных условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, о своей семье, об объектах окружающего мира (детский сад, улица, микрорайон, город/станица, край, страна);

- приобщение к истинно человеческим ценностям, культуре, науке, искусству;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

 

Принципы и подходы к формированию Программы.

 

·полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

·построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

·содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· сотрудничество Организации с семьей;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учет этнокультурной ситуации развития детей.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Принципы и подходы к формированию образовательной программы «Истоки»

При формировании программы, наряду с принципами, отраженными в обязательной части Основной образовательной программы Организации, авторы программы «Истоки» руководствовались следующими педагогическими принципами:

целостности, который предполагает формирование у дошкольников обобщенного системного представления о социальном мире (самом себе, обществе, природе, социокультурном мире). Повторение тематических блоков, их расширение и углубление содержания внутри каждой темы отражают диалектику единичного и общего в познании социального мира, которая заключается в том, что от близких объектов (Я, моя семья, мой детский сад) происходит переход к общему, а затем на основе познанного общего уточняется единичное;

деятельности, который заключается в том, что дети учатся получать знания не в готовом виде, а, добывать их самостоятельно в специфических видах детской деятельности (игре, коммуникативной и познавательно- исследовательской деятельности, творческой активности), что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей;

минимакса - заключается в следующем: педагоги предоставляют детям возможность включения в процесс познания на максимальном для них уровне, определяемом зоной ближайшего развития детей группы, и стремятся обеспечить при этом освоение необходимого минимума. В соответствии с принципом минимакса содержание тематических блоков распределено не по возрастным группам, а по уровням сложности;

психологической   комфортности  -  предполагает  снятие  всех  стрессообразующих  факторов  образовательного процесса, создание в группе, в образовательном учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Совершать открытия, решать проблемы, принимать решения участникам образовательных отношений помогут герои Программы Хозяйка избы. Эти персонажи наделены лицами, характерами, определенным типом поведения;

вариативности - предполагает возможность для участников образовательных отношений систематического перебора вариантов и адекватного принятия решений в ситуациях выбора;

творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в процессе сотрудничества, приобретение воспитанниками детского сада собственного опыта творческой деятельности.

Подходы региональная образовательная программа соответствую обязательной части Программы.

 

Значимые характеристики особенностей развития детей.

 

муниципальное бюджеьное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Березка» с. Лопушь муниципального образования Выгоничский район.

Адрес: 243371, Российская Федерация, Брянская область, Выгоничский район, с. Лопушь, ул. Деснянская, 10А  Телефон 89506984488

Электронный адрес: ber-lop@yandex.ru Сайт: http://89123maam.ru/

Организационно-правовая форма: образовательное учреждение Статус:

тип: муниципальное, бюджетное дошкольное образовательное учреждение вид: детский сад общеразвивающего вида

Детский сад расположен в сельской местности Выгоничского района Брянской области. Основной контингент проживает в частых домовладениях, имеет приусадебное хозяйство. Детский сад посещают дети семей разных национальностей и вероисповеданий.

Территория ДОУ благоустроена и хорошо озеленена: оформлены клумбы, цветники, имеется мини - огород для каждой возрастной группы, аллеи насаждений. В ближайшем окружении от детского сада находятся: МАОУ Лопушская СОШ, клуб культуры. Такое удобное расположение даёт нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты, акции и мероприятия социально-значимого характера.

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

 

Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

МБДОУ детский сад «Березка» обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до семи лет (см. Устав). Режим работы ДОУ: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00

В МБДОУ «Березка» функционируют 3 группы общеразвивающей направленности. По данной программе функционируют 3 группы. На период 01.09.2020 года сформировано:

 

 

младшая группа (3-4 года) : 14 человек;

средняя группа (4-5 лет) – 20 человек

старшая группа (5-6 лет) 26 человек;

Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 1.9. определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Возрастные особенности развития дошкольников

 

Возрастные особенности развития дошкольников подробно сформулированы в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г., стр. 100-102 (детей от 2 мес до 1 г), 12 (детей  от -2 лет),  162-164 (детей 3-4 лет), 196-198 (детей 4-5 лет), 237-240 (детей 5-7 лет), 284-286

(детей 6-7 лет)

Приоритетные направления деятельности МБДОУ детский сад «Березка»

 

Формат образовательных услуг, оказываемых МБДОУ детский сад «Березка», обусловлен наличием социального заказа, требованиями ФГОС ДО и педагогическими возможностями образовательного учреждения.

 

Концепция МБДОУ «Березка» предполагает создание полноценных условий для развития детей с учетом запросов семьи, потребностей и возможностей каждого воспитанника. Взаимодействие педагогов и воспитанников строится на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, представления ему свободы развития.

 

Основным приоритетными направлениями в деятельности являются:

Приоритетное

направление

Задачи

Познавательное развитие

· формирование элементарных экологических представлений;

· формирование первичных представлений о природном многообразии;

· воспитание любви к природе, желания беречь ее;

· качественное изменение взаимодействия с родителями на основе построения социального партнёрства.

Физическое развитие

· формирование культуры здорового образа жизни дошкольника в условиях ДОО;

· расширение применяемых технологий в ДОО;

· расширение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

· расширение возможностей использования регионального фактора в образовательной программе ДОО;

· повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования физической культуры у детей дошкольного возраста.

 

 

 


Социальное партнерство ДОУ

 

Субъекты социального партнерства

Формы взаимодействия

Результат взаимодействия

МАОУ Лопушская СОШ

Выступление учителей на родительских собраниях ДОУ.

Экскурсии «Знакомство со школой»

Обеспечение преемственности обучения и воспитания детей. Формирование предпосылок к учебной деятельности.

Адаптация и социализация детей.

ДК с. Лопушь

Посещение детьми старшего дошкольного возраста библиотеки, проведение совместных мероприятий

Обогащение социально- эмоциональной сферы детей

МУЗ «Выгоничская ЦРБ» муниципального образования город Новороссийск

Ежегодный углубленный осмотр детей педиатром и врачами – узкими специалистами.

Осуществление систематического контроля

над здоровьем детей. Сезонная вакцинация.

Скрининг ведется медперсоналом

Педагогический состав МБДОУ детский сад «Березка»

 

Образовательный процесс осуществляют 30 педагогов.

Педагогический состав:

Воспитатели – 4

Музыкальный руководитель - 1

Музыкальный  руководитель– 1 Административный состав:

Заведующая - 1

Медицинский состав:

Медицинская сестра- 0

 

 

 



1.2. Планируемые результаты

 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры Программы идентичны п. 4.6 части IV приложения приказа Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.*

 

·ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

·использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

·владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

·стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

·проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

*семейные группы

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

·  ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Планируемые результаты при решении задач части, формируемой участниками образовательных отношений

 

Планируемые результаты освоения задач регионального компонента(патриотическое воспитание)

 

· ребёнок проявляет познавательный интерес к окружающему миру, интересуется причинно-следственными связями, проявляет эмоционально-оценочное отношение к реальным поступкам, событиям с учётом культуры и традиций Краснодарского края;

· ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину, её достижения;

· ребёнок обладает начальными знаниями о себе, своей семье, улице, городе/станице, крае, стране. Использует полученные знания в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

 

Планируемые результаты освоения задач регионального компонента (экологическое воспитание).

·  ребенок называет некоторые растения, животных родного края;

· ребенок охотно участвует в наблюдениях, проявляет любознательность, социальную активность, гуманное отношение к окружающему миру;

·  ребенок интересуется причинно-следственными связями, закрепляет элементарные представления о многообразии природы края.

· для родителей (законных представителей) созданы условия повышения компетентности в вопросах формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 

Планируемые результаты освоения задач регионального компонента (физическое развитие):

· у ребенка сформировано понятие о культуре здорового образа жизни;

· для родителей (законных представителей) созданы условия повышения компетентности в вопросах формирования физической культуры у детей дошкольного возраста.

 

 

Педагогическая диагностика

 

Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности. Организация вправе самостоятельно выбирать инструменты педагогической диагностики развития детей.

В соответствии с п. 3.2.3. ФГОС ДО «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты используются исключительно для решения образовательных задач:

- индивидуализировать образование (в том числе поддержку ребенка, построение образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

-  оптимизация работы.

Цели диагностической работы:

-  выявить особенности для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

-  обнаружить изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Воспитатели осуществляют диагностику педагогического процесса в виде педагогических наблюдений два раза в год в начале и в конце учебного года (сентябрь и май).

Длительность проведения – две недели. Педагогические наблюдения проводятся по следующим направлениям развития ребенка: познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, физическому.

Для индивидуальной педагогической диагностики используются методические пособия:

· Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в младшей группе(с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации»

· Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в средней группе(с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации»

· Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в старшей группе(с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации»

· Верещагина Н.В. «Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет) дошкольной образовательной организации»

Педагогическая диагностика (методы и методики) по инновационной программе «Повышение качества дошкольного образования через создание экологической образовательной среды в ДОО «Планета для жизни» сформирована по каждому из четырех модулей, согласно программе. Время проведения диагностики- май

 

 

 

модуль «Экологический туризм «Шагай!»

 

 

Критерий

Показатель

Диагностические методики и методы

1.Инициатива выбора образовательного маршрута

Востребованность модуля детьми и родителями

Количественный анализ

2.Укрепление здоровья детей

Снижение заболеваемости и травматизма воспитанников в течение года

Количественный анализ

3.Формирование экологической культуры воспитанников

Повышение экологически-целесообразного опыта отношения к природе

Диагностические задания с целью выявления особенностей ценностного отношения к природе в

суждениях и поведении детей (на основе исследования Т.А. Марковой)

4.Повышение уровня компетенций родителей

Участие родителей в мероприятиях ДОО Степень удовлетворенности родителей качеством

образовательной деятельности

Количественный анализ, анкетирование

 

 

 

 

 

 

модуль «Экологическая благотворительность «И я помогаю!»

 

 

 

 

Критерий

Показатель

Диагностические методики и методы

1.Инициатива выбора образовательного маршрута

Востребованность модуля детьми и родителями

Количественный анализ

2.Развитие эмоционально- ценностного аспекта

нравственности

Проявление эмоционального отношения к нравственным нормам и умение различать

хорошие и плохие поступки

Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И сост.

Дерманова И.Б.

3.Формирование экологической культуры воспитанников

Повышение экологически-целесообразного опыта отношения к природе

Диагностические задания с целью выявления особенностей ценностного отношения к природе в суждениях и поведении детей (на основе исследования

Т.А. Марковой)

4.Эффективность детской экологической

благотворительности

Объем реализации рекламной сувенирной продукции

Анализ проведения благотворительных экологических акций

5.Повышение уровня компетенций родителей

Участие родителей  в мероприятиях ДОО

Степень удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности

Количественный анализ, анкетирование

 

 

модуль «Экологический десант «Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

 

Критерий

Показатель

Диагностические методики и методы

1.Инициатива выбора образовательного маршрута

Востребованность модуля детьми и родителями

Количественный анализ

2.Развитие эмоционально-

ценностного аспекта нравственности

Проявление эмоционального отношения к

нравственным нормам и умение различать хорошие и плохие поступки

Методика «Сюжетные картинки»/ Диагностика

эмоционально-нравственного развития. Ред. И сост. Дерманова И.Б.

3.Формирование экологической

Повышение экологически-целесообразного опыта

Диагностические задания с целью выявления

культуры воспитанников

отношения к природе

особенностей ценностного отношения к природе в

суждениях и поведении детей (на основе исследования Т.А. Марковой)

4.Уровень

сформированностипрактико

ориентированных компетенций в области экологии

Практические навыки ухода за животными и растениями

наблюдение

5.Повышение уровня компетенций родителей

Участие родителей в мероприятиях ДОО Степень удовлетворенности родителей качеством

образовательной деятельности

Количественный анализ, анкетирование

 

 

 

модуль «Экологическая мастерская «Отходы в доходы»

 

 

 

 

 

Критерий

Показатель

Диагностические методики и методы

1.Инициатива выбора образовательного маршрута

Востребованность модуля детьми и родителями

Количественный анализ

2.Формирование экологической культуры воспитанников

Повышение экологически-целесообразного опыта отношения к природе

Диагностические задания с целью выявления особенностей ценностного отношения к природе в суждениях и

поведении детей (на основе исследования Т.А. Марковой)

3.Развития креативного мышления

Проявление нестандартного мышления в

продуктивной деятельности, творческих проектах

Диагностическая методика оценки уровня развития

креативности детей дошкольного возраста (по В.Т. Кудрявцеву)

4.Повышение уровня компетенций родителей

Участие родителей  в мероприятиях ДОО

Степень удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности

Количественный анализ, анкетирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 


II. Содержательный раздел.

 

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

 

Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,


фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной ).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной детской деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Образовательный процесс в детском саду условно разделяется на два составляющих блока:

- совместная взросло-детская (партнёрская) деятельность;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке содержание организуется комплексно-тематически, во втором – в соответствии с традиционными видами детской деятельности.

Образовательный процесс МАДОУ детский сад № 23 строится на основе партнёрства, сотрудничества и сотворчества педагога и ребёнка.

Организованная образовательная деятельность регламентируется реализуемой в МАДОУ инновационной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2020 г., рекомендованной Министерством образования РФ; Организованная образовательная деятельность организуется , как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности (игровую, коммуникативн ую, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование).

Для расширения, систематизации знаний дошкольников, для привлечения внимания и интереса детей к учебной деятельности педагоги используют презентации, авторские интерактивные игры на мультимедийной доске, Ж К- телевизоре. Непрерывная длительность просмотра 5-7 минут.

 

 

 


Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

1-3 года

Цель: владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушке.

Задачи: развитие понимания речи (пассивной речи); развитие активной речи;

формирование фонематического слуха;

развитие речи как средства управление своим поведением (т.е. планирующей и регулятивной функций речи).

3-7 лет

Цель: овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми развитие свободного общения со взрослыми и детьми формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи: развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Части ООП

Программы и методические пособия

Основная часть

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2020 г.

Часть, формируемая участниками


образовательных отношений

2.Методические пособия

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»;

«Ударение».

«Правильно или неправильно». Для работы с детьми 2–4 лет. Гербова В. В.

«Развитие речи в детском саду». Для работы с детьми 2–4 лет.

Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок». Плакаты: «Алфавит»

Раздаточный материал:

Книга для чтения в детском саду 2-4 года, М, 2014 Книга для чтения в детском саду 4-5 лет, М, 2014 Книга для чтения в детском саду 5-7 лет, М, 2014

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

 

1-3 года Предметная деятельность и познавательная деятельность

Цель: ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Задачи: развитие культурно нормативных, практических и орудийных действий; овладение бытовыми навыками и навыками самообслуживания;

развитие у детей познавательной активности, побуждение к самостоятельному экспериментированию; формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

3-7 лет

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

1. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации

2.  Формирование познавательных действий, становление сознания;


3.Развитие воображения и творческой активности;

4. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

5. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

6.  Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение к социокультурным ценностям.

 

1.Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. 2.Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

3.Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений.

 

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы.

 

1. Ознакомление с природой и природными явлениями.

2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 3.Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

4. Формирование элементарных экологических представлений.

5. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

6. Воспитание умения правильно вести себя в природе. 7.Воспитание любви к природе, желания беречь ее.


Части ООП

Программы и методические пособия

Основная часть

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2020 г.

Николаева С.Н. «Истоки»- M.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Инновационная программа «Повышение качества дошкольного образования через создание экологической образовательной среды в ДОО «Планета для жизни», авторы :Макушева И.А., Герасименко Т.Ф., Тетерина Г.А., 2017 г.

Региональная образовательная программа «Все про то, как мы живем» под редакцией авторского коллектива ИРО КК, Краснодар. 2018 г.

3. Методические пособия

Серия «Играем в сказку»: «Репка»; «Теремок»; «Три медведя»; «Три поросенка». Веракса Н. Е., Веракса А. Н.

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»;

«Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».

Наглядно-дидактические пособия

Плакаты: «Счет до 10»; «Цвет»; «Форма».


Наглядно-дидактические пособия

Плакаты: «Домашние животные»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные – домашние питомцы», Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»;

«Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»;

«Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»;

«Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»;

«Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Наглядно-дидактические пособия

«Лес - многоэтажный дом»

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1-3 года

Цель: ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Задачи: формировать простейшие навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности;

формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить; поощрять доброжелательное отношение ребёнка к сверстникам, побуждать запоминать их имена; побуждать к сочувствию и отзывчивости;

формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители; учить играть, не мешая сверстникам;


формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания; формировать способности попросить, подождать.

3-7 лет

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

 

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе.

 

1. Формирование образа Я;

2. Уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

 

1. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

5. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности.

 

1. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.


2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

3. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

4. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Части ООП

Программы и методические пособия

Основная часть

Программа «От рождения до школы» под редакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.

Часть, формируемая участниками образовательных

отношений

3. Методические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»; «День Победы».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Демонстрационный материал:

«Российская геральдика», картинки с символикой Краснодарского края и г. Новороссийска, «Правила безопасности на дорогах», «как избежать неприятностей», «Безопасность»

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

1-3 года

Цель: ребёнок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Задачи: развивать эстетическое восприятие;

развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения; расширять музыкальные впечатления, обобщать слуховой опыт ребёнка; развивать понимание взаимосвязи музыки и движений; побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.


3-7 лет

Основные цели и задачи

1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

2. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей.

3. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству.

 

1. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

2. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

3. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность.

 

1. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. 3.Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность.

 

1. Приобщение к конструированию;  развитие интереса к конструктивной  деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.


2. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность.

 

1. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

2. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

3. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

4. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Части ООП

Программы и методические пособия

Основная часть

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020г.

Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., - 2-е изд, доп. и перераб-Спб.: Невская нота», 2015

Часть, формируемая участниками образовательных

отношений

3. Методические пособия

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»;

«Хохлома».

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство — детям»: «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Сказочная гжель»;


«Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись». Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»,  «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»,

«Расскажите детям о Московском Кремле». СD диски по программе «Ладушки»


1-3 года

Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»


Цель: развита крупная моторика, ребёнок стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)

Задачи: укреплять здоровье детей, закаливать их; развивать основные виды движений;

создавать условия, способствующие развитию двигательной активности.

3-7 лет

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 1.Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура.

1.Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. 2.Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении дв

15 марта 2021 в 19:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.