МБДОУ детский сад «Березка» с. Лопушь
|
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»
1. Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы «Умелые ручки » является рабочей программой художественно направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. 1.2.Новизиной и отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. 1.3.Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: - желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; - желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с тканью. В процессе работы с этим материалом дети познают свойства, возможности их преобразования и использование его в различных композициях .В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути , будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того ,что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий», Дети учатся сравнивать различные материалы между собой ,находить общее и различия ,создавать поделки из ткани. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение .когда они удаются и великое огорчение ,если образ не получился .В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата .Необходимо заметить тот факт ,что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их ,не позволяют другим испортить поделку. 1.4.Педагогическая целесообразность рабочая программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Рабочая программа направлена на то, чтобы через труд и творчество приобщить детей к художественному труду. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, аппликация, упражнения зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги. 1.5.Цель программы Цель : Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Задачи:1.Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. 2.Развитие художественно-творческих способностей и творчества детей. 3.Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения. 4.Обучение детей различным приемам преобразования ткани.
Обучающие: - освоения практических приемов и навыков ручного мастерства (работа с тканью, бумагой, кожей). - сформировать представление о видах тканей, видах бумаги, кожи; - сформировать представление о создании поделок; - научить находить общее и различия, создавать поддел из ткани . - сформировать представление о геометрических фигурах; - сформировать представление о времени и пространстве; Развивающие задачи: - развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей. - Развитие логического мышления и творческих способностей. - Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки. - Развивать мелкую моторику рук; Воспитательные задачи: - Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению. - Выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка. - Привить любовь к конкретному предмету –ручному труду. - Дать необходимые современному дошкольнику знания в области и развить соответствующие способности детей. - Воспитывать чувства ответственности и самостоятельности. - Воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные. - Воспитывать любознательность и сообразительность. -Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания. В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. 1.6.Объем и сроки освоения программы Срок освоения дополнительной образовательной программы – 1 учебный год. 1 занятие в неделю, всего 32 занятия. Время реализации с 01.10.2020г. по 31.05.2021г. «Умелые ручки для детей 4 -5 лет». 1.7. Планируемые результаты, способы их проверки, формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки». Главным результатом реализации рабочей программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Этапы работы. 1этап-знакомство со свойствами материалов. 2этап-обучение приемам изготовления. 3этап-изготовление поделок Работа с родителями: индивидуальные консультации, анкетирование, ознакомление родителей с задачами кружка, с планом работы Средняя группа: -Познакомятся с различными материалами и их свойствами. -Освоят навыками работы с ножницами и клеем. -Научатся видеть необычное в обычных предметах. -Разовьют мелкую моторику рук. Способы проверки результатов освоения программы Формы и методы контроля данной образовательной программы: наблюдение в ходе занятий, конкурсах, беседы с родителями и т.п. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме открытого занятия для родителей и педагогов. 1.8.Основные формы организации образовательного процесса являются: • Творческая мастерская: «Делаем сами своими руками». Ориентирует обучающихся на знакомство с материалами, освоение навыков работы с инструментами, пальчиковые игры, исследовательская деятельность, знакомство со свойствами материалов, участие в конкурсах, выставках ,заучивание пословиц, поговорок, экскурсии, прогулки. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из ткани. основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов .Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Целесообразно перед обучением детей работе с тканью провести занятия по знакомству со свойствами различных материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделок. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными(материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей ,которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, поселка, района, округа. Предложенная программа вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Принцип построения: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Также циклы очень мобильный, ими легко пользоваться .-от простого к сложному. -системность работ. -принцип тематических циклов. -индивидуального подхода. Методы Для качественного развития творческой деятельности умелые ручки рабочей программой предусмотрено: 1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь) 2.Словесные (объяснение, описание поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение подели). В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области. 1.9. Уровень сложности и направленность программы. Уровень сложности программы - стартовый. Направленность программы – объединение изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 1.10. Категория детей, участвующих в программе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет. 1.11. Отличительные особенности Отличается программа от других программ тем, что дает возможность обучающимся проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. 2. Содержательный раздел 2.1 Учебный план
2.2. Календарный учебный график
3. Организационно-педагогические условия. 3.1. Принципы организации образовательного процесса За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают: • самостоятельность обучающихся; • развивающий характер обучения; • интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний. Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы: • принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей; • принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; • принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы; • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; • принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. 3.2. Кадровое обеспечение Занятия по подготовке детей территории обслуживания, закреплённой за МБДОУ детский Березка», проводит воспитатель средней группы. Он имеет необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной образовательной программой «Умелые ручки». 3.3. Материально-техническое обеспечение Оборудование и наглядный материал - Пластилин - Крышки от бутылок - Яйца «Киндер - сюрприза» - Сухие листья - Шишки, жёлуди, каштаны - Семена растений - Вата - Перья -Клей, краски -Шерстяные нитки -Кусочки ткани, пуговицы Инструменты и приспособления: - Ножницы, шило ( только для взрослого) - Карандаш - Цветная бумага, картон - Набор стеков и доска для лепки - Клеёнка для аппликации - Кисточки для клея и красок. - Крупы(манка, пшено, гречка, горох). 4. Оценка качества освоения программы. 4.1. Формы контроля. 1. Изготовление поделок; 2. Работа с природными материалами; 3. Открытые занятия; 4 . Педагогическая диагностика. 4.2. Оценочные материалы. Критерии оценивания: - Высокий уровень - Достаточный уровень - Удовлетворительный уровень
Список литературы. 1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.; 2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.; 3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.; 4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.; 5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”; 6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.; 7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.) 8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.; 9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал; 10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.; 11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.; 12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с. 13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.; 14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.; 15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”; 16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.; 17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия:“Вместе учимся мастерить”). 18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия:“Вместе учимся мастерить”). 19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”; 20. “Субботник” - субботняя телепередача; 21. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.
Методическое обеспечение Пословицы и поговорки Семь раз отмерь, один раз отрежь. Каков мастер, такова и работа. Умелые руки работы не боятся. В хорошей артели всяк при деле. Сперва думай, потом делай. Труд – дело чести, будь всегда на первом месте. Сломать легко, сделать трудно. Есть терпение будет и умение. Кто первый в труде, тому слава везде. Кто работы не боится, у того она и спорится. Кто в труде впереди, у того орден на груди. Маленькое дело лучше большого безделья. Мало хотеть надо уметь. Была бы охота, заладится всякая работа. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. С умом больше сделаешь, чем одной силой. Глаза страшатся, а руки делают. Труд все побеждает. Не сиди сложа руки, не будет и скуки. От желания к исполнению приложи умение. Наскоро сделать – переделывать. Делал наспех, сделал на смех. Голова научит, а руки сделают. Неумелой швее и иголка с ниткой мешает. Всякому молодцу ремесло к лицу. Работа хвалит мастера. Над чем постараешься, тому и порадуешься. Каждое дело любовью освещается. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. Где не возьмешь топором, там возьмешь смекалкой. Веселись, играй, да дело знай. Глаза облюбовали, а руки сделали. Кто на все руки, у того нет скуки. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Без волненья, без заботы не ищи радости от работы. Хором бригадир, хороша и работа. Хорошему работнику мало уменья, нужна привычка. Воля и труд дивные всходы дают. Говорить легко, а делать трудно. Дерево смотрят в плодах, а человека в делах. Ленивые руки не родня умной голове. Нерадивый дважды дело делает. Честный труд – наше богатство. Не говори что делал, а говори что сделал. Кто мало говорит, тот больше делает. Трудолюбивый за что не возьмется – все заблестит. Труд человека кормит, а лень – портит. Хорошая работа два века живет. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Делай хорошо, а плохо и само получится. Сам молчун, а руки громкие. Не стыдись не знать, стыдись не научиться. Встречают по одежке, провожают по уму. Без топора не плотник, без иглы не портной. Кому работа в тягость, тот не знает радость. Каков человек, таков и инструмент. От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется. Поспешишь – людей насмешишь. От скуки бери дело в руки. Пальчиковые игры Буквы Буквы из мозаики нравятся и заиньке, И ежу, и мишке – вот они, детишки. Слово Буква “К” съедобная, из печенья сдобного. Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей. Буква “3” готова из семян фруктовых. “Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили. Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок. Сказки оживают Кусочки пластилина катает наша Зина: Шарики, колбаски, и оживают сказки. Пальчики стараются, лепят, развиваются. Все из пластилина Из пластилина овощи, из пластилина буквы. Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы. Бумажный дом Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид. Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит. Снежинка Я в руках листок держу, вчетверо его сложу, Отогну еще разок, получился уголок. Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша! Коврик Коврик плету из полосок бумажных. Видела коврик такой я однажды. Яркими красками коврик горит, Можно подружке его подарить. Театр Кукол рисую, потом вырезаю. С ними в театр интересно играю. Нравится маме театр бумажный. Ловкие руки – как это важно! Карандаш Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. Орехи Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. Бусинки – горошки Покатаю я в руках бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки. Катя – мастерица Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет. А потом полдня сидит, терпеливо мастерит: Зайчиков и мишек, все из разных шишек. Бусы Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал. Очень маме угодил, - он ей бусы подарил. Робот Робот маму удивил: робот по столу ходил, А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас. Удачный кораблик Скорлупка ореха, из палочки – мачта. Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно. Золотой коврик Листья осенью сушила, как хорош подарок мой! В день рождения вручила маме коврик золотой. Муха Муха не летящая, муха не жужжащая, Сделана из желудей. Ты не настоящая. Жираф Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют. А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек. Силач Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму, Быстро силу набираю, скоро гирю подниму. Журавль Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела. Краску беру и журавль – настоящий. Встретит он братьев, к нам с юга летящих. Ослик Ослик отличный вышел из пробок. только характером ослик мой робок: Тигра боится, от волка бежит, И по – ослиному громко кричит. Загадки Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка). Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает (иголка). Сама коротка, а хвост длинен (нитка с иголкой). Ныряла, ныряла, да хвост потеряла (нитка с иголкой). Маленького роста я тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (нитка с иголкой). Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я - не кот, часто прыгаю упруго, покачусь – и под комод (клубок ниток). Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок ниток). На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток). Железный жучок, на хвостике червячок (булавка). Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор). Зубастый зверек грызет со свистом дубок (пила). Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (молоток и гвоздь). Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Без головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога (гвоздь). Грамоты не знаю, а весь век пишу (карандаш). Деревянная река, деревянный катерок, а над катером струится деревянный дымок (рубанок). По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый (рубанок).15 марта 2021 в 18:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.