МБДОУ детский сад «Березка» с. Лопушь
|
рабочая программа средней группы
Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи реализации программы Рабочая программа средней группы разработана в соответствии с: 1)Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Березка» с.Лопушь Выгоничского района Брянской области. 2)Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования -Приказ №1155 от 17 октября 2013года. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания Ребенком дошкольного детства, формирование основ базовый культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни к современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровье детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: • патриотизм; • активная жизненная позиция; • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям; Данные цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,продуктивное, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: • забота и здоровье, эмоциональном благополучии и современном всестороннем развитии каждого ребенка; • создании в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детскойдеятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдения и работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. 1.2.Принципы и подходы к формированию Программы В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности,что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена наего всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а такжеспособностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знанийдетей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания иобразования ребенка дошкольного возраста. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципаобеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостаткидуховно-нравственного и эмоционального воспитания. Рабочая программа: · Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; · Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; · Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; · Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; · Стремится с учетом принципов интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; · Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; · Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; · Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; · Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Структурной характеристикой Программы является принцип подачи материала- содержание психолого-педагогической работы излагается по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели, задачи и содержание психолого-педагогической работы. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; развитие в детях познавательногоинтереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению и школе; воспитание уважения к традиционным ценностям, патриотических чувств. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. 1.3 Возрастные особенности психического развития детей В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятойроли. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальныхвзаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметными детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища,глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторонаизобразительной деятельности, дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезатьножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыкиконструирования по собственному замыслу, также в планирование последовательности действий. Развиваются ловкость, координация движений, дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают черев небольшие преграды. Усложняютсяигры с мячом. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти, дети запоминают до 7-8названий предметом. Начинает вкладываться произвольное запоминание: дети способныпринять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение ит.д. Начинает развиваться образное мышление, дети оказываются способными использовать простыесхематизированные изображения для решения несложных задач, дошкольники могут строить посхеме, решать лабиринтные задачи. На основе пространственного расположения объектов детимогут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальностьи произвольность, дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Речь становится предметом активности детей. В среднем дошкольном возрасте улучшаетсяпроизношение звуков и дикция. Они удачно имитируют голоса животных, интонационновыделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи,рифмы. Развивается грамматическая сторона речи, дошкольники занимаются словотворчеством на основеграмматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативныйхарактер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Ведущим становится познавательным мотив. Информация, которую ребенок получает в процессеобщения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается впредпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группахначинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
2. Социально-педагогический паспорт Список детей
Социологический портрет семей воспитанников
ДЕТИ, ИМЕЮЩИЕ ОДНОГО РОДИТЕЛЯ (ОДИНОЧКИ)
ДЕТИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ (В РАЗВОДЕ)
ДЕТИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
ДЕТИ ОПЕКАЕМЫХ (ПОДОПЕЧНЫХ)
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ДЕТЕЙ - СИРОТ
ДЕТЕЙ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
3. Основная часть
3.1 Организация жизни и воспитания детей
Режим дня составлен с расчетом на 9-часовое пребывание детей в детском саду. При планировании режимных моментов учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формахсовместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. По действующему СанПин 2.4.1.3049-13 максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей четвертого составляет 2 часа 45 минут, пятого года жизни составляет 4 часа. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дняне превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывно образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерыв между периодами непрерывно образовательной деятельностью не менее 10 минут. Особенности организации режимных моментов. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей(длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе киндивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует,тем лучше его настроение и выше активность. Прием пищи. Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность приниматьпищу о своем темпе. Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема — этоспособствует утомлению. Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактикиутомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (всамостоятельных и организованныхподвижных, спортивных играх и упражнениях). Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточноепребываниедетей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня. Ежедневное чтение. В режиме дня выделено постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детскиеиллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре роднойстраны изарубежных стран. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда долженбыть выбор: слушать или заниматься своими делами.Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей. Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальнойпсихическойдеятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокомусну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования;спокойные занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спятдети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует спокойному и глубокому сну. Физкультурно-оздоровительная работа. Необходимо проводить постояннуюработу по укреплению здоровья детей, закаливаниюорганизма и совершенствованию его функций. Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающихпроцедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, коды, с учетом состоянияосуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следуетобеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детейнаходиться в помещении в облегченной одежде. Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различныхвидов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительностьдвигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования. Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях напрогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивныхигр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегосяфизкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическимупражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободноевремя). Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю гимнастику. В процессе образовательнойдеятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного нанепрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминуткудлительностью 1-3 минуты. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. Воспитательно-образовательный процесс строится сучетом контингента воспитанников, ихиндивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единствовоспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решатьпоставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточномматериале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процессана комплексно-тематическом принципе с учетоминтеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большиевозможности для развития тетей. Темы помогают организовать информацию оптимальнымспособом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики,экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должнабыть посвящена этой темы. Цель введения основной темы периода — интегрироватьобразовательную деятельность и избежать неоправданногодробления детской деятельности пообразовательным областям. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единстваобразовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольноговозраста. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органичновводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольногоучреждения. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Отдых. Развивать культурно-досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать каждомуребенку отдых (пассивный и активный),эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой. Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушиваниезвукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (длязакрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремитьсяк тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники(Новый год, «Мамин день», «День Победы»). Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью,рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощьювоспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки.Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществлениясамостоятельной деятельности детей. 3.2. Характеристика жизнедеятельности детей в группе, включая распорядок и режим дня. Режим дня (в холодное время года)
Летний режим дня
3.3 Система организованной образовательной деятельности с детьми
3.4 Планирование организованной образовательной деятельности
Примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Общий объем Программы
3.5 Содержание психолого-педагогической работы Образовательная область «Социально–коммуникативное развитие» «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению)моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделилкубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми(рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чащеубеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.). Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учитьиспытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольногоучреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать своюпросьбу, благодарить за оказанную услугу. «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»
Образ Я.Формировать представлениео росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах(на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.)и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе (самостоятельно кушать, одеваться, убиратьигрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные). Семья.Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркиенарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций. Родная страна.Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного села, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, у помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать егопосле окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) Общественно-полезный труд.Воспитывать у детей положительноеотношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца). Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Приучать детей самостоятельноподдерживать порядок в групповойкомнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Труд в природе.Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полей, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; кподкормке зимующих птиц. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. «Формирование основ безопасности» Безопасное поведение в природе.Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, и явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность на дорогах.Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус,автобус). Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности.Знакомить с правилами безопасного поведенияво время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами(пылесос, электрочайник, утюг и др.). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож),ножницами. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомымилюдьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведенияпри пожаре. Образовательная область «Познавательное развитие»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мира, развивать наблюдательность я любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умениях устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы,используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделано предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Сенсорное развитие.Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт в умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Разливать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размен, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для ихдетей. Дидактические игры.Учить детей играм, направленным на закрепление представлений освойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам,группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Чтоизменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатныхигр («Домино», «Лото»). «Приобщение к социокультурным ценностям» Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), ихатрибутами, людьми, работающими в них,правилами поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда вгороде и в сельской местности н опорой ни опыт детей. Продолжать знакомить с различнымипрофессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Формировать элементарные представления об изменении видовчеловеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметовобихода. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. « Математическое развитие» Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество(«много») может состоять из разных по качеству элементов и предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, к синих меньше, чем красных» или «красных с синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное то всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка».сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, е-5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильнопользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков;3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («о 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы сгруппах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина.Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — чиже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разнойдлины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, это (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.). Форма.Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, атакже шаре, кубе. Учить выделять особыепризнаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).Учить соотносить форму предметов с известными геометрическимифигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве.Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению н себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слова — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени.Расширять представления детей очастях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». «Ознакомление с миром природы» Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы(с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.),птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешнимвидом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост,который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.),овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина,смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представление детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, Растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных. Сезонныенаблюдения Осень.Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений. Зима.Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улицеи в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега. Весна.Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Лето.Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи основы грамотности» Развивающая речевая среда.Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного имближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать своп недовольство его поступком, как извиниться. Формирование словаря.Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия,предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующиетрудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять частоиспользуемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) болееточными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло —темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.) Звуковая культура речи.Закреплять правильное произношениегласных исогласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,шипящихи сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называтьслова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический стройречи.Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова впредложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественногочисла существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять этисуществительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественногочисла родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи!Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказыватьобщепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие видысложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Связная речь.Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно дляслушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов покартине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные идинамичные отрывки из сказок.
«Художественная литература» Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогатьим, используя разные приемы и педагогические ситуации,правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать егогероям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношенияк произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать,внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым,П.Чарушиным. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Приобщение к искусству» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувс 15 марта 2021 в 18:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.