МБДОУ детский сад «Березка» с. Лопушь

Об организации питания

 

 

Положение

об организациипитания воспитанников

МБДОУ детский сад «Березка» с. Лопушь

 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработанов соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании вРоссийской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций», Приказом Минздравсоцразвития России № 213н иМинобрнауки России №178 от 11.03.2012г «Об утверждении методическихрекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательныхучреждений»; Федеральным законом № 29-ФЗ от 02.01.2000г «О качестве ибезопасности пищевых продуктов» с изменениями на 13 июля 2020 года, Уставомдошкольного образовательного учреждения.

1.2. Данное Положение разработано с целью создания оптимальных условий дляукрепления здоровья воспитанников, обеспечения безопасного исбалансированного питания детейраннего и дошкольного возраста, осуществления контроля создания необходимыхусловий для качественного питания в дошкольном образовательном учреждении.

1.3. Настоящий локальный акт определяетосновные цели и задачи организации питания в детском саду, устанавливает требованияк организации питания детей, порядок поставки продуктов, условия и сроки их хранения,нормы питания, регламентирует порядок организации и учета питания, ответственность и контроль, а такжефинансирование расходов на питание в дошкольном образовательном учреждении и документацию.

1.4.Организация питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется надоговорной основе с «поставщиком» как за счёт средств бюджета, так и за счетсредств родителей (законных представителей) воспитанников.

1.5. Порядок поставки продуктов определяетсямуниципальным контрактом и (или) договором.

1.6. Закупка и поставка продуктов питания осуществляетсяв порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013г вредакции, действующей с 1 сентября 2020 года, «О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд» на договорной основе, как за счет средств бюджета, так и за счет средств платы родителей (законныхпредставителей) за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательномучреждении.

1.7. Организация питания в детскомсаду осуществляется штатными работниками дошкольного образовательногоучреждения.

 

2. Основные цели и задачи организации питания

2.1. Основной целью организациипитания в ДОУ является создание оптимальных условий для укрепления здоровья иобеспечения безопасного и сбалансированного питания воспитанников,осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а такжесоблюдения условий приобретения и хранения продуктов в дошкольном образовательномучреждении.

2.2. Основными задачами приорганизации питания воспитанников ДОУ являются:

·         обеспечениевоспитанников питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностямв рациональном и сбалансированном питании;

·         гарантированноекачество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;

·         предупреждение(профилактика) среди воспитанников дошкольного образовательного учрежденияинфекционных и неинфек­ционных заболеваний, связанных с фактором питания;

·         пропагандапринципов здорового и полноценного питания;

·         анализ и оценкиуровня профессионализма лиц, участвующих в обеспечении каче­ственного питания,по результатам их практической деятельности;

·         разработка исоблюдение нормативно-правовых актов ДОУ в части организации и обеспечения каче­ственногопитания в дошкольном образовательном учреждении.

 

3. Требования корганизации питания воспитанников

3.1.Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает гарантированноесбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временемпребывания в детском саду по нормам, утвержденным санитарными нормами иправилами.

3.2.Требования к деятельности по формированию рациона и организации питания детей вДОУ, производству, реализации, организации потребления продукции общественногопитания для детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение,определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами,установленными санитарными, гигиеническими и иными нормами и требованиями, несоблюдение, которых создаёт угрозу жизни и здоровья детей.

3.3.Оборудование и содержание пищеблока должны соответствовать санитарным правилами нормам организации общественного питания, а также типовой инструкции поохране труда при работе в пищеблоке. Посуда, инвентарь, тара должны иметьсоответствующие санитарно-эпидемиологическое заключение. Для приготовления пищииспользуется электрооборудование. Помещение пищеблока должно быть оборудовановытяжной вентиляцией.

 

4.Порядок поставки продуктов

4.1.Порядок поставки продуктов определяется договором между поставщиком и дошкольнымобразовательным учреждением.

4.2.Поставщик поставляет товар отдельными партиями по заявкам дошкольногообразовательного учреждения, с момента подписания контракта.

4.3.Поставка товара осуществляется путем его доставки поставщиком на склад дошкольнойобразовательной организации.

4.4.Товар передается в соответствии с заявкой ДОУ, содержащей дату поставки,наименование и количество товара, подлежащего доставке.

4.5.Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях,обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Доставка пищевыхпродуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарныйпаспорт.

4.6.Товар должен быть упакован надлежащим образом, обеспечивающим его сохранность приперевозке и хранении.

4.7.На упаковку (тару) товара должна быть нанесена маркировка в соответствии стребованиями законодательства Российской Федерации.

4.8.Продукция поставляется в одноразовой упаковке (таре) производителя.

4.9.Вместе с товаром поставщик передает документы на него, указанные вспецификации.

4.10.Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом.Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевыхпродуктов, поступающих на пищеблок ДОУ, который хранится в течение года.

 

5. Условия и сроки хранения продуктов

5.1.Доставка и хранение продуктов питания должны находиться под строгим контролемзаведующего и медицинских работников ДОУ, так как от этого зависит качествоприготовляемой пищи.

5.2.Пищевые продукты, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, имеютдокументы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.

5.3.Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, атакже продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество ибезопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировкипредусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.4.Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировоч­ныеярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции.

5.5.Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов должны соблюдатьсяв соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.

5.6.Дошкольное образовательное учреждение обеспечено холодильными камерами. Кромеэтого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких как мука, сахар,крупы, макароны, кондитерские изделия, и для овощей.

5.7.Складские помещения и холодильные камеры необходимо содержать в чистоте, хорошопроветривать.

 

6. Нормы питания и физиологических потребностей детей в пищевых веществах

6.1.Воспитанники ДОУ получают трехразовое питание, обеспечивающее 100% суточногорациона. При этом завтрак должен составлять 20-25% суточной калорийности, обед35-40%, полдник 10-15%.

6.2.Объём пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребёнка.

6.3.Питание в ДОУ осуществляется с учетом примерного десятидневного меню,разработанного на основе физиологических потребностей в питании детейдошкольного возраста, согласованного в Роспотребнадзоре и утверждённогозаведующим дошкольным образовательным учреждением.

6.4.На основе примерного меню составляется ежедневное меню-требование иутверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

6.5.При составлении меню-требования для детей в возрасте от 1 года до 7 летучитывается:

·         среднесуточный набор продуктов длякаждой возрастной группы;

·         объём блюд для каждой группы;

·         нормы физиологических потребностей;

·         нормы потерь при холодной и тепловойобработке продуктов;

·         выход готовых блюд;

·         нормы взаимозаменяемости продуктовпри приготовлении блюд;

·         требования Роспотребнадзора вотношении запрещённых продуктов и блюд, ис­пользование которых может статьпричиной возникновения желудочно-кишечного заболевания или отравления.

6.6.При наличии детей в дошкольном образовательном учреждении, имеющих рекомендациипо специальному питанию, в меню-требование обязательно включаются блюдадиетического питания.

6.7.Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пи­щеблокедошкольного образовательного учреждения.

6.8.Вносить изменения в утверждённое меню-раскладку, без согласования с заведующим дошкольнымобразовательным учреждением, запрещается.

6.9.При необходимости внесения изменений в меню (несвоевременный завоз продуктов,недоброкачественность продукта) медицинской сестрой ДОУ составляетсяобъяснительная записка с указа­нием причины. В меню-раскладку вносятсяизменения и заверяются подписью заведующего детским садом. Исправления вменю-раскладке не допускаются.

6.10.Для обеспечения преемственности питания родителей (законных представителей)информируют об ассортименте питания ребёнка, вывешивается меню на раздаче и в приёмныхгруппах.

6.11.Контроль качества питания (разнообразия), витаминизации блюд, закладкипродуктов питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи,санитарного состояния пищеблока, правильности хранения и соблюдения сроковреализации продуктов осуществляет шеф-повар (заведующий производством), старшаямедсестра, кладовщик.

 

7. Организацияпитания в дошкольном образовательном учреждении

7.1.Контроль организации питания воспитанников ДОУ, соблюдения меню-требованияосуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением.

7.2.В ДОУ созданы следующие условия для организации питания:

наличие производственных помещений для хранения и приготовления пищи, полностью оснащенных необходимым технологическим оборудованием и инвентарем; наличие помещений для приема пищи, оснащенных соответствующей мебелью.

7.3.Выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля бракеражнойкомиссией в составе не менее 3-х человек. Результаты контроля регистрируются вжурнале бракеража готовой кулинарной продукции.

7.4.Масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда, указанному в меню.

7.5.При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности,блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарныхнедостатков. Выдача пищи на группы детского сада осуществляется строго пографику.

7.6.Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовойпродукции (все готовые блюда). Суточная проба отбирается в объеме:

·         порционныеблюда - в полном объеме;

·         холодныезакуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее100 г;

·         порционныевторые блюда, биточки, котлеты, колбаса и т.д. оставляют поштучно, целиком (вобъеме одной порции).

7.7.Пробы отбираются стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченнуюпосуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками, все блюдапомещаются в отдельную посуду и сохраняются в течение не менее 48 часов притемпературе +2 - +6 °С. Посуда с пробами маркируется с указанием наименованияприема пищи и датой отбора. Контроль правильности отбора и хранения суточнойпробы осуществляется ответственным лицом.

7.8.Меню-требование является основным документом для приготовления пищи напищеблоке дошкольного образовательного учреждения.

7.9.Вносить изменения в утвержденное меню-требование, без согласования с заведующимдошкольным образовательным учреждением запрещается.

7.10.При необходимости внесения изменения в меню-требование (несвоевременный завозпродуктов, недоброкачественность продукта) в меню-требование вносятся измененияи заверяются подписью заведующего дошкольным образовательным учреждением.Исправления в меню-требовании не допускаются.

7.11.Для обеспечения преемственности питания родителей (законных представителей) информируютоб ассортименте питания ребенка, вывешивая меню на раздаче, в приемных группах,с указанием полного наименования блюд. Выхода блюда и стоимость дня.

7.12.В целях профилактики гиповитаминозов, непосредственно перед раздачей,медицинским работником дошкольного образовательного учреждения осуществляетсяС-витаминизация III блюда.

7.13. Для предотвращения возникновения и распространенияинфекционных и массовыхнеинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается:

использование запрещенных пищевых продуктов; изготовление на пищеблоке ДОУ творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом или с творогом, макарон по-флотски, макарон с рубленным яйцом, зельцев, яичницы-глазуньи, холодных напитков и морсов из плодово-ягодного сырья (без термической обработки), форшмаков из сельди, студней, паштетов, заливных блюд (мясных и рыбных); окрошек и холодных супов; использование остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи); овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили.

7.14.Проверку качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляетмедицинский работник дошкольного образовательного учреждения.

7.15. Дошкольное образовательное учрежденияобеспечивает охрану товарно-материальных ценностей.

7.16.В компетенцию заведующего ДОУ по организации питания входит:

ежедневное утверждение меню-требования; контроль состояния производственной базы пищеблока, замена устаревшего оборудования, его ремонт и обеспечение запасными частями; капитальный и текущий ремонт помещений пищеблока; контроль соблюдения требований СанПиН 2.4.1.3049-13; обеспечение пищеблока детского сада достаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно-гигиеническими средствами, разделочным оборудованием, и уборочным инвентарем; заключение контрактов на поставку продуктов питания поставщиком.

7.17.Работа по организации питания детей в группах осуществляется подруководством воспитателя и заключается:

в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи; в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

7.18.Привлекать воспитанников дошкольного образовательного учреждения к получениюпищи с пищеблока категорически запрещается.

7.19.Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

промыть столы горячей водой с мылом; тщательно вымыть руки; надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи; проветрить помещение; сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

7.20.К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.

7.21.Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение воспитанников вобеденной зоне.

7.22.Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом; разливают III блюдо; подается первое блюдо; дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи; по мере употребления воспитанниками ДОУ блюда, помощник воспитателя убирает со столов салатники; дети приступают к приему первого блюда; по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого; подается второе блюдо; прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

7.23.В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельногоприема пищи, докармливают.

 

8. Порядокучета питания

8.1. Кначалу учебного года заведующим ДОУ издается приказ о назначении ответственныхза организацию питания, определяются их функциональные обязанности.

8.2.Ответственный за организацию питания осуществляют учет питающихся детей вЖурнале учета посещаемости детей.

8.3. Ежедневнолицо, ответственное за организацию питания, составляет меню-требование наследующий день. Меню составляется на основании списков присутствующих детей,которые ежедневно с 8.00 ч. до 8.30 ч. подают педагоги.

8.4. Наследующий день в 8.30 воспитатели подают сведения о фактическом присутствиивоспитанников в группах лицу, ответственному за питание, который рассчитываетвыход блюд.

8.5. Споследующим приемом пищи (обед, полдник) дети, отсутствующие в дошкольномобразовательном учреждении, снимаются с питания, а продукты, оставшиесяневостребованными, возвращаются на склад по требованию.

8.6. Вслучае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовлениязавтрака произошла, порции отпускаются другим детям, как дополнительноепитание, главным образом детям старшего дошкольного и младшего дошкольноговозраста в виде увеличения нормы блюда. На следующий день не пришедшие детиснимаются с питания автоматически.

8.7.Если на завтрак пришло больше детей, чем было заявлено, то для всех детейуменьшают выход блюд, составляется акт и вносятся изменения в меню на следующиевиды приёма пищи в соответствии с количеством прибывших детей.

8.8. Учетпродуктов ведется в книге учета материальных ценностей (журнале подсчетакалорийности). Записи в книге производятся на основании первичных документов вколичественном и суммовом выражении, по мере поступления и расходованияпродуктов.

8.9. Начислениеоплаты за питание производится централизованной бухгалтерией на основаниитабелей посещаемости, которые заполняют педагоги. Число дней по табелямпосещаемости должно строго соответствовать числу детей, состоящих на питании вменю-требовании. Бухгалтерия, сверяя данные, осуществляет контроль рациональногорасходования бюджетных средств.

8.10. Финансовоеобеспечение питания отнесено к компетенции заведующего дошкольнымобразовательным учреждением.

8.11. Расходыпо обеспечению питания воспитанников включаются в оплату родителям (законнымпредставителям), размер которой устанавливается на основании решенияадминистрации города (района).

8.12. Частичноевозмещение расходов на питание воспитанников обеспечивается бюджетом города(района).

8.13. Втечение месяца в стоимости дневного рациона питания допускаются небольшиеотклонения от установленной суммы, но средняя стоимость дневного рациона замесяц выдерживается не ниже установленной.

9. Разграничение компетенции по вопросам организациипитания

9.1. Заведующийдошкольным образовательным учреждением создаёт условия для организациикачественного питания воспитанников.

9.2. Заведующийнесёт персональную ответственность за организацию питания детей в дошкольномобразовательном учреждении.

9.3. ЗаведующийДОУ представляет учредителю необходимые документы по использованию денежныхсредств на питание воспитанников.

9.4. Распределениеобязанностей по организации питания между заведующим, работниками пищеблока,кладовщиком в дошкольном образовательном учреждении отражаются в должностныхинструкциях.

9.5.Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое со­блюдениесанитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления ихранения пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечныхзаболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования ктехнологической обработке продуктов, правил личной гигиены.

9.6. Мероприятияпроводимые в ДОУ:

·         медицинскиеосмотры персонала кухни и ежедневный осмотр на наличие гнойничковых заболеванийкожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явленийверхних дыхательных путей;

·         поступлениепродуктов питания и продовольственного сырья только с сопроводи­тельнымидокументами (сертификат, декларация о соответствии товара, удостоверениекачества, ветеринарное свидетельство);

·         ведениенеобходимой документации;

·         холодильныеустановки с разной температурой хранения, с регистрацией температуры в журнале;

·         информированиеродителей (законных представителей) воспитанников о ежедневном меню с указаниемвыхода готовых блюд.

 

10. Финансирование расходов на питание воспитанников

10.1. Финансированиерасходов на питание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется засчёт бюджетных средств.

10.2. Объёмыфинансирования расходов на организацию питания на очередной финансовый годустанавливаются с учётом прогноза численности детей в дошкольномобразовательном учреждении.

 

11. Контрольорганизации питания

11.1. Кначалу нового года заведующим ДОУ издается приказ о назначении лица, ответственногоза питание в дошкольном образовательном учреждении, определяются егофункциональные обязанности.

11.2. Контрольорганизации питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляют заведующий,завхоз, бракеражная комиссия в составе трех человек, утвержденных приказом заведующегодетским садом и органы самоуправления в соответствии с полномочиями,закрепленными в Уставе дошкольного образовательного учреждения.

11.3. Заведующий ДОУобеспечивает контроль:

·         выполнения суточныхнорм продуктового набора, норм потребления пищевых веществ, энергетическойценности дневного рациона;

·         выполнениядоговоров на закупку и поставку продуктов питания;

·         условий храненияи сроков реализации пищевых продуктов;

·         материально-техническогосостояния помещений пищеблока, наличия необходимого оборудования, егоисправности;

·         обеспеченияпищеблока дошкольного образовательного учреждения и мест приема пищидостаточным количеством столовой и кухонной посуды, спецодеждой, санитарно­-гигиеническимисредствами, разделочным оборудованием и уборочным инвентарем.

11.4. Завхоздетского сада осуществляет контроль:

·         качествапоступающих продуктов (ежедневно): осуществляет бракераж, который включаетконтроль целостности упаковки и органолептическую оценку (внешний вид, цвет,консистенция, запах и вкус поступающих продуктов и продовольственного сырья), атакже знакомство с сопроводительной документацией (товарно-транспортныминакладными, декларациями, сертификатами соответствия, санитарно­-эпидемиологическимизаключениями, качественными удостоверениями, ветеринарными справками); положения по питаниюhttp://ohrana-tryda.com/node/2256

·         технологииприготовления пищи, качества и проведения бракеража готовых блюд, результатыкоторого ежедневно заносятся в журнал бракеража готовой кулинарной продукции;

·         режима отбора иусловий хранения суточных проб (ежедневно);

·         работы пищеблока,его санитарного состояния, режима обработки посуды, технологическогооборудования, инвентаря (ежедневно);

·         соблюдения правилличной гигиены сотрудниками пищеблока с отметкой в журнале здоровья(ежедневно);

·         информированияродителей (законных представителей) о ежедневном меню с указанием выходаготовых блюд (ежедневно);

·         выполнениясуточных норм питания на одного ребенка;

·         выполнения нормпотребления основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), соответствия энергетическойценности (калорийности) дневного рациона физиологическим потребностям воспитанников(ежемесячно).

11.5. Лицо,ответственное за организацию питания, осуществляет учет питающихся детей в журналепитания, который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью иподписью заведующего дошкольным образовательным учреждением.

 

12.  Документация

12.1. В ДОУ должны бытьследующие документы по вопросам организации питания (регламентирующие иучётные, подтверждающие расходы по питанию):

·         настоящееПоложение;

·         Положение обадминистративном  контроле организации икачества питания в ДОУ;

·         Договоры напоставку продуктов питания;

·         Примерное 10-дневноеменю, включающее меню-раскладку для возрастной группы детей (от 1 до 3 лет и от3-7 лет) технологические карты кулинарных изделий (блюд), журнал учетакалорийности, норм потребления пищевых веществ, витаминов и минералов;

·         Меню-требованиена каждый день с указанием выхода блюд для возрастной группы детей (от 1 до 3лет и от 3-7 лет);

·         Журнал учетакалорийности (расчет и оценка использованного на одного ребенка среднесуточногонабора пищевых продуктов проводится один раз в 10 дней, подсчет энергическойценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевыхвеществ проводится ежемесячно);

·         Журнал бракеражапоступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов (в соответствии сСанПиН);

·         Журнал бракеражаготовой продукции (в соответствии с СанПиН);

·         Журнал контроляза температурным режимом холодильных камер и холодильников;

·         Книга складскогоучета поступающих продуктов и продовольственного сырья.

12.2. Перечень приказов:

·         Об утверждении ивведение в действие настоящего Положения;

·         О введении вдействие примерного 10-дневного меню для воспитанников дошкольногообразовательного учреждения;

·         О контроле попитанию;

·         О графике выдачипищи;

·         О графикезакладки продуктов.

 

13. Заключительные положения

13.1. Настоящее Положение является локальным нормативнымактом ДОУ, принимается наПедагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующегодошкольным образовательным учреждением.

13.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящееПоложение, оформляются в письменной форме в соответствии действующимзаконодательством Российской Федерации.

13.3. Положение принимается на неопределенный срок. Измененияи дополнения кПоложению принимаются в порядке, предусмотренном п.13.1. настоящего Положения.

13.4.После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов иразделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



 

15 февраля 2021 в 15:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.